Самые первые слова малыша – долгожданное событие любого родителя. Первые «папа» или «мама» из уст крохи ждут все члены семьи и начинают волноваться, если этот момент затягивается.
Процесс формирования речи у ребенка очень важен для его дальнейшей жизни. Родители должны очень ответственно к этому отнестись. При подозрении на какое-либо отклонение необходимо сразу проконсультироваться со специалистами, чтобы вовремя это диагностировать и вылечить.
Когда ребенок начинает говорить первые слова
Первые осознанные слова можно услышать от малышей только ближе к году (10-12 месяцев). Как правило, это слово «мама», однако в некоторых семьях первым словом у малышей может стать и «папа», и «баба», и кличка домашнего животного и т.д.
До этого в течение первого года жизни малыша происходит накопление информации из окружающего мира:
- пассивное накопление – ребенок запоминает новые звуки и слова, при этом сам он их не повторяет;
- активное накопление – ребенок не только улавливает и запоминает новые слова и звуки, но и повторяет их, складывает в словосочетания и предложения.
Каждый ребенок уникален, поэтому четких границ, когда дети должны заговорить, нет. Первое слово может быть сказано и в 7 месяцев, и после года. В тоже время, если ребенок к полутора годам не произнес ни одного слова и никак не реагирует на обращение к нему – следует проконсультироваться с врачами.
Развитие речи у детей дошкольного возраста
Речью называется процесс общения, который возникает и развивается из-за потребности в коммуникации. В дошкольном возрасте происходит активное развитие речи. Именно речь является одним из основных показателей развития ребенка.
Развитие речи детей по возрастам
Даже если малыш молчит, это не значит, что его речь не развивается. В это время формируется пассивный словарный запас.
Таким образом, можно сказать, что речь ребенка развивается с момента его рождения (некоторые педиатры утверждают, что развитие речи начинается еще во внутриутробном развитии):
Возраст ребенка | Этапы развития речи |
1-2 мес. | Ребенок агукает (произносит гласные звуки «а», «у», «о») |
2,5-5 мес. | Малыш гулит (произносит «агу», «гы», «бу») |
6 мес. | Ребенок лепечет |
7-9 мес. | Звуков становится больше, ребенок подражает звукам животных |
10-12 мес. | Первые слова, такие как «мама», «папа» и др. |
1-1,5 года | Увеличивается активный словарный запас |
1,5-2 года | Ребенок может строить фразы и словосочетания |
2-3 года | Ребенок может отвечать на вопросы, выполнять просьбы, некоторые дети рассказывают стихи |
3-4 года | Ребенок активно общается с окружающими, разговаривает предложениями |
4-5 лет | Многие дети уже могут произносить все звуки, включая звук «р» |
5-6 лет | Если есть дефекты произношения, их нужно исправлять перед школой |
Развитие речи ребенка по возрастам
Данная таблица основана на примерных показателях, которые считаются нормой. В действительности развитие речи у каждого ребенка происходит в зависимости от индивидуальных особенностей организма.
Ребенок говорит только первые слоги слов
Многие родители обеспокоены, когда их дети начинают сокращать слова (вместо «мама» – «ма» и т.д.). Данная ситуация является нормой, это обычный этап развития речи. Через некоторое время ребенок начинает полностью выговаривать слова.
Однако если этот этап затянулся, и ребенок на протяжении долгого времени использует в разговоре только первые слоги слов – следует обратиться к логопеду.
Почему ребенок не разговаривает
Если к полутора годам малыш не произнес ни звука – это повод насторожиться. Причины, по которым ребенок не произносит первые слова, могут быть разными. К таковым относятся:
- нарушение органов слуха;
- нарушение органов зрения;
- перенесенный стресс;
- слабое развитие органов артикуляции;
- неврологические отклонения;
- неблагополучная атмосфера в семье и т.д.
Желательно как можно раньше определить причину и вовремя начать бороться с ней. Поэтому ребенка следует показать специалистам, если:
- в 3-4 месяца малыш не лепечет;
- к 5-ти месяцам ребенок не гулит и ни на кого не реагирует;
- в 9 месяцев не интересуется яркими и шумными игрушками, не отзывается на свое имя;
- к полутора годам не говорит совсем, не показывает на предметы, когда это просят сделать;
- в 2 года не отвечает на вопросы, не повторяет фразы.
Если малыш не говорит, однако понимает все, что происходит вокруг него, отзывается на свое имя, с интересом слушает других и вообще интересуется всем, что происходит вокруг него, то причины для беспокойства нет.