В настоящее время мир с каждым годом все больше переходит на экранное восприятие. Уже довольно трудно отыскать хоть одного человека, который смог бы обойтись в современной жизни без телефона, интернета, ноутбука… Даже в современных школах уже гораздо чаще можно встретить именно электронные доски, а не меловые.
Как правило, все начинается с просмотра мультфильмов на телефоне или планшете в качестве отвлечения ребенка. По мере взросления малыши начинают уже не просить, а требовать гаджет для игр.
Многим родителям это кажется очень удобным, ведь пока кроха занят просмотром мультиков или играми на устройстве, можно заняться своими делами. Однако врачи и психологи советуют не увлекаться такими способами для отвлечения детей, и по мере возможности заменить их на альтернативные, не связанные с электроникой. И на это есть причины.
Влияние гаджетов на детей
Как правило, современные родители делятся на два типа:
- родители, которые считают, что всякие гаджеты вредны и должны быть под запретом, и, соответственно, не дают их своим детям;
- мамы и папы, которые не видят ничего плохого в том, что их дети свободно пользуются современными устройствами.
В действительности от смартфонов, планшетов и компьютеров может быть не только вред, но и польза. Главное – подойти к этому с умом.
Дети и гаджеты – вред и польза
В зависимости от того, как родители относятся к тому, что их дети проводят время перед телевизором или компьютером (или другими устройствами), современные гаджеты могут как навредить, так и принести пользу.
Вред гаджетов | Польза гаджетов |
Не способствуют развитию воображения и фантазии у ребенка. По этой причине ребенок не может найти самостоятельно иное занятие. | Развивающие мультики, программы в игровой форме зачастую могут объяснить что-либо лучше, чем взрослые. Например, обучение иностранным языкам, шахматам и т.д. |
Из-за виртуального общения возникают проблемы с реальным общением с живыми людьми (особенно у подростков). | Отвлечь ненадолго ребенка на какое-то время в определенных ситуациях. Например, при нахождении в длинной очереди, в долгой дороге и т.д. |
Развивается зависимость от гаджетов – при попытке забрать устройство ребенок закатывает истерики, скандалы. | Возможность быстро найти нужную информацию (актуально для школьников). |
Вредно для зрения, развивается близорукость, косоглазие. | Быстрое освоение информационных технологий в будущем. Особенно это важно в условиях глобализации и автоматизации в современном мире. |
Вредно для осанки и суставов (так как ребенок, как правило, находится в одной позе долгое время). Это также может стать причиной избыточного веса. | Быть «на одной волне» со всеми. Мало кому нравится быть «белой вороной», особенно среди детей подросткового возраста. Если ребенку совсем запрещать пользоваться гаджетами, то он будет чувствовать себя неуверенно на фоне остальных (это станет очень заметно уже в начальной школе, где уже сейчас есть электронные доски, электронные дневники и т.д.). |
Таким образом, совсем запрещать гаджеты не стоит, но и увлекаться их использованием тоже – во всем должна быть мера. Также очень важно контролировать то, чем интересуется ребенок, так как в интернете очень много источников, которые детям знать категорически нельзя (насилие, вербование в террористические группировки, секты и т.д.).
Использование гаджетов детьми
Пользоваться смартфонами, планшетами и компьютерами можно только определенное время в зависимости от возраста ребенка:
- до 2-х лет (хотя бы до 18 месяцев) желательно полностью исключить телевизор, телефон, планшет и т.д. В этом возрасте детям это просто не нужно;
- с 2-х до 5-ти лет разрешается не более одного часа в сутки экранного времени;
- с 5-ти лет можно пользоваться гаджетами до двух часов в день. Для детей-школьников данное правило касается только развлечений (мультики, игры и т.д.), то есть в эти 2 часа не входит учебное время, связанное с электронными устройствами.
Также важно соблюдать следующее:
- обязательно нужно установить временной лимит – промежутки времени, в которые ребенок может смотреть мультик или играть на планшете;
- делать перерывы (минимум 15 минут);
- в темное время суток должно быть верхнее освещение;
- расстояние до экрана должно быть не менее 40 см;
- после использования гаджета делать с ребенком гимнастику для глаз;
- если кто-то приходит в гости или сам ребенок находится в гостях – гаджеты не использовать, так как нужно общаться вживую с другими людьми.
Как отучить ребенка от гаджетов
Если такая проблема, как зависимость от гаджета у ребенка, уже актуальна, то отучать его от устройства нужно следующим образом:
- поговорить с ребенком и установить совместно определенные временные рамки, в которые малыш сможет смотреть мультики или играть на телефоне;
- поставить на некоторые программы пароль;
- провести ревизию и удалить развлекательные приложения, заблокировать подобные порталы;
- не стоит полностью лишать ребенка телефона или планшета в качестве наказания, особенно детей старшего возраста. Это может привести к конфликту.
Родителям важно помнить, что если ребенок становится зависим от гаджетов, то проблема гораздо глубже, чем кажется. Это значит, что ребенку стала неинтересна реальная жизнь, у него нет друзей и т.д.
Как отвлечь ребенка от гаджетов
Чтобы у ребенка не возникло зависимости от смартфона или планшета, необходимо с раннего детства объяснять малышу правила пользования устройствами. Помимо этого важно:
- подавать личный пример – родители не должны долгое время «зависать» перед экранами телефона, ноутбука, телевизора;
- иногда проводить время перед экраном вместе – желательно вместе с детьми смотреть мультики, играть;
- больше разговаривать с ребенком – живое общение необходимо детям, особенно общение с родителями;
- играть с детьми в подвижные и ролевые игры – жмурки, прятки, дочки-матери, покупатель-продавец и прочие игры необходимы детям для физического и умственного развития;
- играть с детьми в настольные игры – шахматы, шашки, нарды и т.д. При этом важно использовать именно «живые» игры, а не экран гаджета;
- больше гулять, проводить время на свежем воздухе – прогулки на свежем воздухе также необходимы детям;
- больше читать – по возможности заменить информацию с экрана на информацию из книг;
- совместно делать домашние дела – нужно приучать детей к выполнению домашних обязанностей – «Должны ли у ребенка быть домашние обязанности»;
- водить ребенка на кружки, секции – особенно это важно, если дети не посещают детские дошкольные учреждения.