Так как человек – существо не только биологическое, но и социальное (биосоциальное), то контактировать с другими людьми (не членами семьи) ребенок начинает уже с раннего детства – сначала на детских площадках, потом в детском саду, позднее в школе, колледже и т.д. Естественно, такие контакты сказываются на речи ребенка и, к сожалению, не всегда положительно. Нередко после прогулок или детского сада дети «приносят» домой бранные словечки. Стоит отметить, что ребенок может говорить нехорошие слова, как осознавая их смысл, так и неосознанно. Многие родители сталкиваются с этим.
Причины сквернословия
Дети могут начать говорить плохие (нецензурные, бранные, матерные) слова по следующим причинам:
- ребенок хочет поделиться «новым» словом, которое услышал от кого-то;
- понравилось произношение – как правило, совсем маленькие дети и дошкольники не осознают смысл ругательств и зачастую повторяют плохое слово только потому что, понравилось звучание;
- попытка привлечь к себе внимание взрослых – если родители неправильно реагируют на ругательства малыша (смеются, хвалят, снимают на видео и т.д.);
- попытка испытать терпение взрослых – когда ребенок знает, что слово плохое, осознает это и понимает, что так говорить нельзя, но продолжает повторять. В данном случае причиной является излишне бурная реакция – наказание, шлепанье по губам и т.д.;
- подражание кому-то – практически у каждого ребенка есть свой кумир или лидер в компании, на которого он стремится быть похожим;
- назло старшим (как протест) – если ребенок хочет намеренно огорчить или разозлить родителей по каким-либо причинам;
- если матерные выражения уже вошли у него в привычку – как правило, это касается подростков, однако довольно часто бранные слова можно услышать и от детей 8-10 лет. Обычно такая ситуация в семьях, где мат – привычное явление в речи мамы, папы и других членов семьи.
Ребенок матерится – что делать
Реакция родителей на нецензурную речь своего ребенка зависит от возраста этого ребенка:
- если ребенок еще совсем мал (не старше 5-6 лет), то он еще не осознает смысл нехороших слов. В этом случае следует:
- не обращать внимания – как правило, не получив от родителей ответной реакции в виде бурных эмоций (как положительных, так и отрицательных), ребенок вскоре забудет плохое слово;
- спросить малыша о значении этого слова, как он его понимает. Скорее всего, ребенок растеряется и не сможет ответить на этот вопрос. Тогда следует «искренне удивиться» и спросить кроху о том, как он может говорить слова, которые не понимает;
- предложить ребенку придумать какое-нибудь свое слово, а не повторять за другими;
- развивать речь малыша – учить стихи, больше читать и т.д.;
- следить за информацией, которую ребенок получает в течение дня – из телевизора, интернета и т.д. («Влияние гаджетов на развитие детей»);
- дети школьного возраста, подростки с большей вероятностью прекрасно осознают смысл ругательств. В таком случае родителям нужно:
- попытаться объяснить ребенку, что такие слова огорчают маму и папу и нецензурная лексика недопустима в семье. Но говорить это нужно предельно спокойно, без лишних эмоций (криков, слез и т.д.);
- предложить альтернативу ругательству – иногда достаточно рассказать ребенку о словах-синонимах;
- рассказать подробнее о значении плохого слова – иногда это работает;
- дать ребенку почувствовать себя взрослым – просить сделать дела по дому («Должны ли у ребенка быть домашние обязанности»), давать средства на карманные расходы («Карманные деньги детям, с какого возраста давать карманные деньги») и т.д.;
- обратить внимание на себя и своих близких – если в окружении есть матерящиеся люди, отучить ребенка от мата будет практически невозможно. Если не получается реагировать на что-либо без ругательства, следует найти нецензурному выражению более «мягкую» замену.