В настоящее время билингвизм не является чем-то необычным. Во многих интернациональных семьях дети свободно владеют двумя или даже тремя языками. Двуязычие имеет ряд преимуществ (развивает память, помогает найти хорошую работу и т.д.). Однако также с билингвизмом могут возникнуть определенные проблемы.
Билингвизм – что это такое
Двуязычием (билингвизм) называется способность человека свободно владеть одновременно двумя языками, то есть общаться с окружающими на двух языках. А люди, владеющие двумя языками, называются билингвами.
Виды билингвизма
Билингвизм можно разделить на несколько видов:
- по уровню владения:
- координативный (одинаково хорошее владение всеми языками);
- субординативный (один язык развит лучше);
- по источнику возникновения:
- индивидуальный (самостоятельное изучение иностранного языка);
- этнический или национальный (в общественных местах используется официальный язык, а дома этническое наречие);
- естественный (ребенок растет в двуязычной семье и с рождения слышит разную речь родителей);
- искусственный (в семье разговаривают на одном языке, но ребенок учит дополнительно иностранные языки);
- по возрасту:
- ранний (изучение с рождения);
- поздний (изучение в школьные годы и позже);
- по способности понимания устной и письменной речи:
- рецептивный (человек понимает услышанное/написанное и может передать);
- репродуктивный (человек передает информацию на оригинальном языке);
- продуктивный (способность свободно думать и передавать информацию на любом языке).
Билингвизм у детей
К преимуществам двуязычия у детей можно отнести:
- формирование нестандартного мышления, благодаря сравнению и анализу полученной информации;
- понимание других культур;
- легкую социальную адаптацию;
- карьерные перспективы в будущем;
- дивергентное мышление;
- развитие способности работать в режиме многозадачности.
Проблема билингвизма
К проблемам билингвизма можно отнести:
- скудный словарный запас;
- интерференцию – взаимодействие языков (акцент, смешение правил и т.д.);
- диглоссию – характерно для семей-иммигрантов, когда в общественных местах применяется один язык, а дома – другой;
- возможны задержки речевого развития;
- нарушение звукопроизношения;
- привыкание к определенным речевым правилам в семье.
Билингвизм: обучение
Если у малыша нет проблем со здоровьем (задержки в психологическом развитии) и проблем с речью («Что делать если ребенок плохо разговаривает»), то можно начать обучение иностранному языку. Сделать это можно следующим образом:
- посещать специализированные обучающие центры иностранных языков – необходимы для социализации и естественного общения на иностранном языке;
- нанять няню-иностранку;
- естественно разговаривать с ребенком дома на иностранном языке – необходимо для развития словарного запаса;
- посещать логопеда, дефектолога и лингвиста для коррекции произношения ребенка;
- не стоит забывать об on-line занятиях со специалистами или просто on-line общение с носителями языка;
- применять специализированные дидактические пособия – книги, паззлы, и т.д.
- петь с малышом песенки на иностранном языке, смотреть сказки и мультфильмы в оригинале;
- обсуждать увиденное/услышанное на оригинальном языке;
- можно установить обучающие игры и приложения на иностранном языке на планшет или смартфон («Влияние гаджетов на развитие детей»);
- разыгрывать с ребенком небольшие бытовые диалоги.
Немаловажен для обучения иностранному языку возраст ребенка. Многим хорошо известно, что чем раньше начать обучение, тем легче будет ребенку учить язык и, соответственно, успешнее будут результаты обучения.
Возраст ребенка, лет | Особенности |
0-1 | Восприятие речи на нескольких языках с рождения благоприятно влияет на изучение языков в будущем. |
1-7 | Очень легко для ребенка, особенно в игровой форме. |
7-12 | Дети учат языки хорошо, но в силу многих обстоятельств мозгу ребенка уже тяжелее принимать и обрабатывать информацию на разных языках, чем детям дошкольного возраста. |
12-17 | Дети хорошо изучают языки, но свободное владение несколькими языками уже затрудняется. |
Особенности развития билингвизма у детей по возрасту